Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджетная реформа, которая проводится в нашей стране с 2004 года, имеет одной из своих целей, повышение эффективности и качества, предоставляемых обществу услуг государства.
В данной связи требования к процессу формирования доходов бюджетов, их обоснованности, прозрачности, эффективного использования расходов, направляемых на развитие экономики, растут.
Одновременно функции государства по регулированию экономических и социальных процессов, все в больше переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль территориальных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство не только осуществляет экономическое стимулирование развития отраслей и предприятий, но активно проводит социальную политику, осуществляя финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды и др.
Доходная часть бюджета любого уровня образуется, в основном, за счет налогов и займов. Проблема формирования доходов бюджета включает в себя разграничение источников доходов, т.е. налогов между бюджетами разных уровней. При этом региональным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели.
Бюджет является главным инструментом обеспечения национальной безопасности, что в современных условиях, постоянного санкционного давления со стороны запада, повышает актуальность проблем, связанных с формированием доходной части бюджета любого уровня.
В связи с вышесказанным тема исследования представляется актуальной.
Цель работы - изучение процесса формирования доходной части территориальных бюджетов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность бюджета и особенности территориальных бюджетов;
- изучить доходы региональных бюджетов;
- рассмотреть налог на прибыль организаций;
- - дать краткую социально-экономическую характеристику Республики Коми;
- проанализировать современное состояние доходной части консолидированного бюджета Республики Коми;
- выявить проблемы формирования доходной части территориальных бюджетов.
Объект исследования - территориальные бюджеты.
Предмет исследования – налог на прибыль как источник формирования доходов территориальных бюджетов.
Анализируемый период эмпирических данных охватывает промежуток времени с 2019 по 2021 гг.
Теоретической, методической, информационной основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных ученых, данные периодической печати, источники Интернет, данные официального сайта Министерства финансов Республики Коми, а также данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Коми.
В качестве методов исследования в работе применялись общенаучные методы: сравнения, анализа, наблюдения, группировки, исчисления абсолютных и относительных показателей, наглядного отображения информации, в том числе табличный и графический.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы.
В первой главе «Теоретические основы доходов территориальных бюджетов», определено понятие «бюджет», рассмотрены особенности региональных бюджетов, изучены источники доходной части региональных бюджетов, исследован налог на прибыль организаций.
Во второй главе «Роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета Республики Коми» дана краткая социально-экономическая характеристика Республики Коми, проанализированы доходная часть консолидированного бюджета Республики Коми, выявлены проблемы налога на прибыль организаций как источника формирования доходной части регионального бюджета.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список литературы насчитывает 13 наименований, работа включает приложения.
Глава 1 Теоретические основы доходов территориальных бюджетов
1.1 Экономическая сущность бюджета, особенности территориальных бюджетов
Для понимания особенностей региональных бюджетов, необходимо, прежде всего, рассмотреть само понятие «бюджет». Отметим, что в экономической литературе существует единство взглядов на понятие бюджет.
По мнению профессора Г.Б. Поляка, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [6, с. 5]
Для выполнения общих функций формируется бюджет, который представляет собой две стороны: доходную и расходную, а значит, бюджет объединяет собой основные финансовые категории - налоги, деньги, государственный кредит и др. в их действии.
Одновременно бюджет – это закон, который принимается на финансовый год, подлежит опубликованию, т.е. документом публичным.
Через бюджет производится мобилизация централизуемых финансовых ресурсов государства и их расходование на цели определяемые государством в лице соответствующих органов власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями.
Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечить проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части и эффективность использования расходной части.
С экономической точки зрения сущность бюджета заключается в том, что он выражают денежные отношения складывающиеся по поводу: распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства; формирования финансовых ресурсов государства и предприятий; использования сформированных ресурсов на расширение общественного производства с целью удовлетворения разнообразных потребностей общества.
Любой бюджет выполняет следующие основные функции:
- перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП);
- государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
- осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
- контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Совокупность бюджетов и внебюджетных фондов образует бюджетную систему, которая в России отражает федеративный принцип устройства государственной власти.
В соответствии со ст. 10 БК РФ, как показано в приложении 1, бюджетную систему РФ составляют:
- федеральный бюджет РФ
- бюджеты субъектов РФ;
- местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, округов, городских и сельских поселений, внутригородских районов городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов.
Территориальные или региональные бюджеты являются центральным звеном региональных финансов, играющим ключевую роль в социально-экономическом развитии и укреплении финансовой самостоятельности территорий. Их состояние отражает, с одной стороны, общую экономическую ситуацию в стране и ее бюджетно-налоговой сфере, а с другой – особенности проводимой социально-экономической политики достигнутый уровень и структуру экономического и бюджетного потенциала. [7, с 3]
Все бюджеты РФ автономны и самостоятельны, но в случае необходимости БК РФ предусматривает составление консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории без учета территориальных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов.
Консолидированный бюджет РФ представляет собой сумму доходов и расходов бюджетов территорий и местных бюджетов. Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты, прежде всего, являются статистическим сводом бюджетных показателей, которые характеризуют суммарные показатели по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования на территории и России в целом и на территории отдельных ее субъектов. Консолидированные бюджеты используются для расчетов и анализа.
Построение бюджетной системы основывается на соблюдении единых принципов, в том числе:
- единства бюджетной системы РФ;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- участия граждан в бюджетном процессе;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы.
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые документы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации
Книги, монографии, статьи на русском языке
3. Афанасьев Мст. П Бюджет и бюджетная система. В 2 . Т. 1: учебник для бакалавриата и магистратуры /Мст. П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ре. Мст. П. Афанасьева; [предисловие А.Л. Кудрина]/ - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 363 с.
4. Бородин А.И., Гордиенко М.С., Алиев А.А. Бюджетная политика Российской Федерации - 2020: региональный аспект //Финансы, 2021, № 2, с. 9-17.
5. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: монография /под ред. д-ра экон. наук проф. В.К. Сенчагова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 384 с.
6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник5 для бакалавров /под ред. Г.Б. Поляка. – Москва: Проспект, 2014. – 440 с.
7. Игонина Л.Л. Региональные бюджеты в условиях экономической нестабильности // Финансы, 2021, № 5, с. 3-9.
8. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография для магистров, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» /[И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20108. – 375 с.
9. Налоговая политика государства: учебник и практикум для вузов /Н.И. Малис и [и др.]; под редакцией Н.И. Малис. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 361 с.
10. Потенциал роста налоговых доходов региональных и местных бюджетов: монография /М.Р. Пинская, С.В. Богачев, Н.Н. Башкирова [и др.]; под общ. Ред. М.Р. Пинской. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 147 с.
11. Черкасова Ю.И. Бюджетно-налоговый потенциал в финансовом регулировании региона: монография /Ю.И. Черкасова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 180 с.
Ресурсы сети Интернет
12. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Коми на 01.01.2020 г. [Электронный ресурс] //Официальный сайт Министерства финансов Республики Коми. URL: https://minfin.rkomi.ru/otchety-ob-ispolnenii-konsolidirovannogo-byudjeta-respubliki-komi
13. Республика Коми. [Электронный ресурс] /Официальный сайт. https://rkomi.ru/pages/about